Пока в Госдуме собирают предложения к Конституции — объявить Путина «верховным правителем» (хорошо, что не сразу — царем), упомянуть в Конституции бога и ввести пожизненное сенаторство (хорошо хоть, не наследуемое или посмертное), Яблоко" вместе с ведущими российскими юристами в области конституционного права подготовило первый пакет своих поправок в Конституцию.
И вносит их 10 февраля через пять региональных парламентов, где у партии есть свои фракции (Москва, Петербург, Карелия, Псков, Астрахань): эти парламенты, по 134-й статье Конституции, имеют право предлагать в нее поправки.
Собственно, для этого — в том числе, — и нужна парламентская оппозиция.

Недостаточно просто твердить «Нет!» поправкам Путина — хотя они совершенно неприемлемы, и, конечно, надо выступать и голосовать против них.

Надо предлагать содержательную альтернативу — причем ту, которую придется официально рассматривать.
Поправки «Яблока» — это отнюдь не предложения об изменении «поправок Путина». Это совершенно независимые от них четыре проекта федеральных законов. Причем, имеющие направленность прямо противоположную «поправкам Путина».

Путин предлагает усилить власть президента, уменьшить независимость судов, ослабить регионы, ослабить местное самоуправление.

«Яблоко» предлагает сократить власть президента, расширить возможности парламента и обеспечить независимость судебной власти.

Вот главное из поправок «Яблока»:

1. Срок полномочий президента предлагается сократить до прежних 4 лет, и убрать слово «подряд» из «правила двух сроков». При этом отдельно фиксируется, что это «не изменяет исчисление срока пребывания в должности ранее избранного Президента Российской Федерации» — чтобы не возникало соблазна «обнулить» прежние путинские сроки и начать с чистого листа.

2. Полномочия президента жестко ограничиваются перечнем, предусмотренным Конституцией — присваивать себе другие (или получать их при помощи федеральных законов) он не сможет.

3. Президент не предлагает Госдуме кандидатуру премьер-министра, а обязан назначить того, кого она ему предложит. И только если Госдума не сможет предложить премьера (не соберет коалицию большинства), президент может временно (на полгода) назначить премьера, или распустить Госдуму.

4. Точно так же, президент не вносит в Совет Федерации кандидатуру Генпрокурора, а назначает того, кого ему предложил Совет Федерации. Он может потом предложить Совету Федерации его снять, но СФ имеет право не согласиться.

5. Президент назначает вице-премьеров и министров по представлению премьера, а руководителей силовых министерств и министерства иностранных дел — только с согласия Совета Федерации (и только с его согласия отправляет их в отставку).

6. Отставка премьер-министра по собственному желанию влечет за собой отставку всего кабинета министров. Если в отставку правительство или отдельных министров захочет отправить президент, то на это он просит согласия Госдумы (кроме случаев отрешения от должности «силовых» министров и министра иностранных дел).

7. Президент обязан НЕМЕДЛЕННО отправить правительство в отставку, если Госдума большинством голосов выразит ему недоверие или откажет в доверии, вопрос о котором поставило само правительство.

8. Пятая часть депутатов Госдумы имеет право поставить вопрос о недоверии отдельному члену правительства. Если большинство Госдумы это поддержит, президент будет обязан немедленно отправить его в отставку.

9. Формирование правительства привязывается не к выборам президента, а к выборам парламента. Правительство слагает полномочия перед избранной Госдумой, а не перед президентом.

10. Структура федеральных органов исполнительной власти определяется не президентом единолично, а федеральным законом.

11. Совет Федерации избирается на прямых выборах, по два «сенатора» от региона, при этом срок полномочий СФ увеличивается до шести лет.

12. Количество депутатов Госдумы увеличивается с 450 до 650 человек, при этом один и тот же человек не может сидеть в Совфеде и Госдуме более 12 лет.
Для справки: сейчас один депутат Госдумы — на 324 тысячи жителей. В парламенте Германии 740 членов при населении 83 млн. человек (один депутат на 112 тысяч жителей), в Палате общин Великобритании 650 членов при численности населения 66,5 млн. человек (один депутат на 102 тысячи жителей), в Национальном собрании Франции более чем 570 членов при численности населения 67 млн. человек (один депутат на 117 тысяч жителей).

13. Парламент, комитеты и комиссии обеих палат наделяются контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти.

14. Состав Конституционного суда увеличивается с 19 до 21 судьи, которые назначаются на паритетной основе президентом, Думой и Советом Федерации.

15. Конституционный Суд получает право лишать юридической силы любые судебные акты, основанные на нормах, признанных неконституционными — это существенно упростит и ускорит восстановление прав граждан, нарушенных незаконным судебным актом.

16. Президент лишается права назначать судей Верховного суда и судей других федеральных судов — это право передается Совету Федерации, который принимает решения по представлению Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

17. Возвращается Высший Арбитражный суд, полномочия которого были переданы Верховному суду в 2014 году.

18. Председатели и заместители председателей всех судов не назначаются президентом, а избираются самими судьями на один срок без права переизбрания. Мировые судьи избираются непосредственно гражданами.

19. Отрешение судьи от должности возможно только на основе проверки в судебном разбирательстве выдвинутых против него обвинений, подтверждающих основания для лишения полномочий. Это должно защищать судью от незаконного преследования по инициативе председателей судов, в том числе за вынесение независимых решений по рассматриваемым делам.

20. По уголовным делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше трех лет лишения свободы, дело рассматривается с участием присяжных заседателей, если об этом ходатайствует обвиняемый (и ему нельзя в этом отказать).
Полный текст законопроектов — здесь.

Очень характерно, как отреагировали на эти поправки те, для которых все плохо уже потому, что это предложило «Яблоко», а не они, а также диванные «политологи» и «аналитики»: начали с умным видом рассуждать, что «Яблоко», мол, «отрабатывает информационную повестку администрации президента», «играет на руку власти», «легитимизирует предложения Путина», и так далее и тому подобное.

По существу им (как и власти) возразить на наши поправки нечего — значит, надо работать по традиционным методичкам: клеить ярлыки.

И предложить ничего по существу им нечего — кроме как в очередной раз заговорить о «бойкоте» объявленного Путиным голосования по его поправкам.

Плавали — знаем: уже видели попытку «бойкотировать» президентские выборы — что очень помогло Путина. Увеличило его результат и развязало ему руки.

Очень важно голосовать против поправок Путина — не дать имитировать массовый «одобрямс».
И очень важно поддержать альтернативу этим поправкам.

Мы много раз видели, как власть отступает, столкнувшись с серьезным сопротивлением.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире